Цель анкетирования и особенности его проведения
Автор
15.03.2012 в 10:54
Рубрика : Интересные факты
Теги : анкетирование, виды анкетирования, порядок проведения анкетирования, содержание анкетирования, цель анкетирования, цель проведения анкетирования
Обсуждение : Комментариев нет
Получить объективную информацию об отношении сотрудников к различным явлениям внутри компании и к руководству порою бывает очень не просто. Часто в этом помогает простой метод – анкетирование.
Особенности анкетирования
Анкетирование – это один из методов обратной связи с сотрудниками компании. Он представляет собой некий опрос при помощи специального бланка-анкеты.
Процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована, что позволяет сосредоточиться исключительно на намеченном предмете исследования.
Среди основных достоинств анкетирования стоит назвать:
- Минимум трудозатрат при его подготовке, проведении и обработке полученных данных
- Минимум затрат при охвате большого количества респондентов за раз
- Гарантированная анонимность и как следствие большая вероятность достоверности полученной информации
- Возможность разъяснения респонденту непонятно сформулированного для него вопроса
- Возможность проведения исследования и получения результатов в течение короткого периода времени
Виды анкетирования
Анкетирование делится на несколько видов:
- Сплошное или выборочное
- Именное или анонимное
- Очное или заочное
При сплошном анкетировании опрашиваются все сотрудники компании. Оно оправдано в тех случаях, когда необходимо узнать мнение сотрудников по стратегическим вопросам. Например, об их лояльности к руководству или к организации в целом.
Выборочное анкетирование проводится для получения обратной связи по какому-либо вопросу. Например, об испытанных трудностях в период адаптации в компании. При этом опрашивается лишь определенная группа сотрудников, или конкретный отдел, или конкретное подразделение.
Во время именного анкетирования каждый работник вписывает в бланк анкеты свои личные данные, в частности, фамилию, имя и отчество. При этом он тщательно обдумывает ответы на поставленные вопросы. С одной стороны, это несомненный плюс данного вида анкетирования. С другой, существует большая доля вероятности получения недостоверных ответов. А это уже существенный минус.
Анонимное анкетирование дает больше открытых и правдивых высказываний, но и увеличивает число поспешных и необдуманных ответов.
Очное анкетирование проводится в присутствии представителя от его организатора в определенное время и в определенном месте.
При заочном анкетировании бланки раздаются заранее или рассылаются по почте. Заполнить их можно в любое время в течение отведенного срока.
Выбор цели анкетирования, респондентов и содержание анкетирования
Каждая анкета вначале должна содержать обращение к респонденту с объяснениями целей анкетирования и описанием того, как надо отвечать на вопросы, а в конце благодарность за сотрудничество и предоставленную информацию.
Перед проведением анкетирования необходимо ответить на три вопроса:
- С какой целью опрашиваем?
- Кого опрашиваем?
- О чем спрашиваем?
Цель проведения анкетирования формулируется индивидуально в каждом конкретном случае. Это может быть:
- Оценка сотрудниками какого-либо события в компании
- Сбор мнений работников по конкретному вопросу или об определенной проблеме с целью дальнейшего корректирования действий руководства и пр.
В зависимости от поставленной цели отбираются респонденты (все сотрудники компании или часть, рабочие, служащие или руководство, новички или старожилы и т.д.).
Особое внимание необходимо уделить объему анкеты. По мнению специалистов вопросов должно быть не больше 15 и не меньше 5. В этом случае реально получить самую объективную картину о предмете исследования. А сотрудникам не придется надолго отвлекаться от своих основных обязанностей.
Содержание анкеты также напрямую зависит от поставленных целей. Кроме того, для каждой группы респондентов желательно разрабатывать отдельные вопросы. Они могут быть
- Открытыми — ответ формулируется респондентом самостоятельно
- Закрытыми – ответ выбирается из числа предложенных
- Прямыми. Например, «Знаете ли вы …?», «Считаете ли вы …?», «Ваше мнение о …?» и т.д.
- Косвенными. Например, «Существует мнение, что … . А как думаете вы?»
Порядок проведения анкетирования
Порядок проведения анкетирования всегда одинаков. Это:
- Определение цели анкетирования
- Выбор вида анкетирования, группы респондентов
- Составление анкеты
- Оповещение выбранной группы сотрудников, их мотивация
- Раздача анкет, заполнение и сбор
- Анализ полученных данных
- Составление отчета для руководства
- Оповещение сотрудников о результатах анкетирования
Анкетирование – это нужно и важно!
Налаженная обратная связь с сотрудниками – это важная составляющая успеха деятельности любой компании. Ведь принять какое-либо управленческое решение, убедиться в его своевременности или правильности порою очень непросто без достоверной информации.